Методика изучения английского языка

Методика изучения английского языка Каравановой Н.Б. максимально отражает потребности современного общества в активном владении английским.

 

Основные методические принципы, используемые в учебниках Каравановой Н.Б.

 

Как известно, язык, как и любой другой сложный механизм, можно изучать с разных точек зрения. То есть либо — как он устроен. Либо — как он функционирует. Но несмотря на естественную связь, это разные подходы. Потому что обучение языку — это не только изучение языковых фактов и явлений, отработка определённых умений и навыков. Но также и развитие у учащихся способности пользоваться языком как средством общения.

Итак, какой же должна быть оптимальная методика изучения английского языка?

Два основных методических принципа

В наших учебниках мы опираемся на два основных принципа современной методической науки обучения языку:

1) во-первых, коммуникативность обучения;

2) во-вторых, учёт особенностей родного языка учащегося.

Остановимся на них подробнее.

1) Принцип коммуникативности в обучении языку возник в ответ на запросы современного общества. Потому что его перестало удовлетворять традиционное изучение лексики и грамматики, не дающее живого владения языком.

Итак, до сих пор во многих учебниках по английскому языку упор делается на изучение логико-грамматической системы английского языка. В результате этого многие учащиеся неплохо знают грамматику. А также обладают большим лексическим запасом. Но при этом не способны пользоваться языком для общения. Потому что для большинства изучающих язык процесс подобного обучения оказывается слишком трудоёмким и малоэффективным.

Итак, только коммуникативностиь обучения способна вызвать интерес к языку ради перспектив, которые открывает активное владение языком.

К тому же коммуникативность обучения достигается легче именно при изучении английского языка. То есть — языка аналитического строя.

Методика изучения английского языка. В чём основные особенности коммуникативной методики?

 

  • Коммуникативность отвергает линейное преподавание разных аспектов языка в их системе. То есть имеется в виду последовательное изучение фонетики, морфологии, синтаксиса и т.д. При коммуникативном подходе к обучению языку необходимо так называемое функциональное расположение и представление языкового материала. При таком подходе все факты языка рассматриваются и оцениваются с точки зрения их естественного места в речи. А также их важности для получения и передачи информации.

Так, например, для того, чтобы состоялось хотя бы минимальное общение, уже на первых уроках учащиеся должны научиться строить простые фразы. Типа: «Здравствуйте. Меня зовут Игорь. Я студент». Или «Это мой друг. Его зовут Саша. Он работает в фирме».

В таких фразах сразу представлены существительные и глаголы. А также притяжательные и личные местоимения. И т.д. Как видим, при построении коммуникативно значимой фразы языковые явления рассматриваются совсем не так, как в традиционной грамматике. Ведь эта грамматика представляет собой обобщённую классификацию фактов и явлений языка. И, естественно, слабо учитывает их коммуникативность, продуктивность и частотность.

  • При коммуникативном подходе к обучению языку факты языка подаются в виде типовых вопросно-ответных реплик. Эти реплики передают конкретное, обусловленное ситуацией общения содержание. Например,

Где ты работаешь?

Я работаю в фирме. Я менеджер.

А где работает твоя жена?

Она работает в университете. Она преподаватель.

Другие формы и другие значения слов в этом случае не используются. Пока в них не возникнет коммуникативная потребность.

Коммуникативность подчиняет себе все стороны обучения

Важно отметить, что в нашем учебнике коммуникативность как основополагающий принцип при обучении языку подчиняет себе все стороны обучения. Это отбор и характер предъявляемого материала. Выбор способов и приёмов обучения. Соотношение видов речевой деятельности. И т.д.

2) Второй принцип обучения английскому языку, на котором базируются наши учебники. Это – учёт родного языка учащихся.

В практике обучения английскому языку широко распространены учебники общего типа. Не ориентированные именно на русскоговорящих. Но исходящие в подаче и последовательности предъявления учебного материала из специфики и трудностей самого английского языка.

Но при обучении любому иностранному языку необходимо учитывать один важный факт. Человек, владеющий каким-либо языком, уже имеет определённую систему языковых знаний. Поэтому автоматизированные навыки родного языка он механически переносит на языковые факты изучаемого языка. И сигналом проявления интерференции служат устойчивые ошибки в речи учащихся. А ведь известно, что овладеть иностранным языком — это значит в первую очередь овладеть его трудностями.

Учёт родного языка учащихся (в нашем случае русского) реализован в нашем учебнике в определённой системе подачи и отработки материала. И в отборе языкового материала. Наиболее трудного именно для русскоговорящих.

Методика изучения английского языка. Особенности методики

 

Фонетические и грамматические комментарии

Следует заметить, что одной из отличительных черт наших учебников являются грамматические комментарии. Потому что они написаны на основе сопоставительного изучения фонологических и лексико-грамматических систем английского и русского языков. И комментарии обращают внимание учащихся на различия в построении или употреблении каких-либо лексико-грамматических конструкций. На те трудности, которые возникают при изучении английского языка именно у русскоговорящих учащихся.

Лингвострановедческая и культурологическая информация

Важной характеристикой методики, использованной в наших учебниках, является также представляемая лингвострановедческая и культурологическая информация. Поскольку она позволяет учащимся познакомиться с реалиями, традициями, этикетом страны изучаемого языка. А также почувствовать себя увереннее и комфортнее в иноязычной среде.

«Отличительной особенностью методического подхода автора является широкое использование культурологических комментариев…» (Русский язык за рубежом, №1 2010)

Методика изучения английского языка. Отработка всех видов речевой деятельности

Важно, что во всех учебниках целенаправленно отрабатываются все четыре вида речевой деятельности. Необходимые для активного владения языком. То есть говорение, чтение, письмо, аудирование. При этом ставится несколько задач. Во-первых, научить учащихся легко общаться на изучаемом языке. Во-вторых, читать и быстро понимать прочитанное. В-третьих, правильно писать и понимать иноязычную речь на слух. С этой целью ко всем учебникам прилагаются диски. Причём они записаны исключительно носителями языка. И в каждом учебном пособии представлены многочисленные задания на все виды речевой деятельности.

К тому же наша методика предусматривает специальную работу как над диалогической, так и над монологической речью учащихся. Уделяется большое внимание и этим умениям и навыкам.

А также необходимо отметить, что все диалоги и тексты в учебниках написаны самим автором на основе живой речи. Как русской, так и английской.

Методика изучения английского языка. Возможность изучать язык самостоятельно

Итак, наши учебники опираются на серьёзную лингвистическую базу. А также сочетают научный подход с популярностью изложения. Поэтому предлагаемая методика имеет одно несомненное достоинство. По учебникам можно изучать язык самостоятельно. Весь материал в любом из учебников излагается максимально просто и доступно. К тому же ко всем заданиям и тестам даются ключи. А фонетические упражнения, диалоги и тексты сопровождаются аудиозаписью на изучаемом языке. Всё это позволяет использовать наши учебники учащимся любого возраста и любого уровня владения языком.

Методика изучения английского языка. Методические рекомендации

К тому же в каждом учебнике подробно расписан порядок работы по нему. Например, указано, как надо выполнять то или иное задание. То есть даны чёткие методические рекомендации. Поэтому их также активно используют начинающие преподаватели. В том числе и не имеющие специального образования. Потому что они испытывают большую потребность в учебниках, облегчающих их работу. А все учебники Каравановой Н.Б.

«содержат методически выверенную и проверенную годами практической работы систему подачи, отработки и закрепления языкового материала» (из аннотации издательства «Русский язык. Курсы» к учебнику Каравановой Н.Б. «Матрёшка»)

Выводы

Итак, методика изучения английского языка, максимально отвечающая потребностям современного общества — это коммуникативная методика. Таким образом, мы предлагаем вам учебники нового, современного типа. Потому что они базируются на последних разработках методики обучения языку. А также максимально отвечают потребностям современного общества.