Караванова Н.Б.

г. матрёшка чтение обложка Интенсивного английского обл Англ. с нуля Самоучитель — копия

Наталья Борисовна Караванова –  филолог, лингвист, известный специалист по методике преподавания языков, с отличием окончила филологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова. Сразу после окончания университета в течение многих лет преподавала русский язык иностранцам и английский язык русским. На основе большого практического опыта работы и проведённых научно-методических исследований ею была разработана собственная эффективная методика обучения языкам, в дальнейшем использованная при написании различных учебных пособий.

Наталья Борисовна Караванова – один из ведущих авторов в области обучения русскому языку как иностранному (РКИ) и в области учебной литературы по английскому языку. Автор бестселлеров «Survival RussianГоворите правильно!», «Матрёшка«, «Английский для русских. Курс английской разговорной речи«, «Английский с нуля» и других. Её учебники известны не только в России, но и во всём мире. По ним в течение многих лет работают в университетах и языковых центрах США, Европы, Азии. Все учебники пользуются большой популярностью и заслуженным авторитетом как у студентов, так и у преподавателей, поскольку дают быстрые и устойчивые результаты благодаря предложенной автором методике.

Интервью автора порталу электронных книг Литрес

Интервью с Натальей Каравановой

Наталья Борисовна: «Неважно сколько, важно КАК»

Наталья Борисовна Караванова – один из ведущих авторов в области обучения русскому языку как иностранному (РКИ) и в области учебной литературы по английскому языку. Её учебники известны не только в России, но и во всём мире. По ним в течение многих лет работают в университетах и языковых центрах США, Европы, Азии. Все учебники пользуются большой популярностью и заслуженным авторитетом, как у студентов, так и у преподавателей, поскольку дают быстрые и устойчивые результаты благодаря предложенной автором методике. Познакомиться со всеми авторскими работами и полноценно изучить уникальную методику можно на сайте автора www.английскийдлярусских.рф

– Миллионы людей в нашей стране учат различные иностранные языки и прежде всего английский. Учат и в школе, и в вузе, причём в течение многих лет. В последние годы появилось большое количество различных языковых курсов и множество пособий по английскому языку как российских, так и зарубежных авторов, к тому же можно воспользоваться любыми интернет-ресурсами для изучения языка. Но тем не менее ситуация с обучением английскому языку кардинальным образом не изменилась. И мы по-прежнему не можем почувствовать себя полноправным участником общения с англоговорящими. Как Вы считаете, в чём тут причина?

– Во-первых, необходимо иметь в виду не только, сколько времени вы учите иностранный язык, но и как вы его учите. При изучении любого иностранного языка нужна правильная методика обучения. А это целая наука.

Во-вторых, нужны правильные учебники, написанные на основе правильной методики. Чтобы обучение языку было эффективным и давало быстрые и устойчивые результаты, оно должно быть направлено на изучение всех аспектов языка (фонетика, разговорной речь, грамматика), а также на развитие всех видов речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование). И в учебниках всё это должно быть представлено в полном объёме. Кроме того, в них должен учитываться родной язык учащихся, изучающих иностранный язык.

– Какая методика используется в ваших учебниках?

– В наших учебниках мы опираемся на два основных принципа современной науки обучения языку:

– коммуникативность обучения;

– учёт особенностей родного языка учащихся.

Что значит коммуникативность? Это изучение языка для активного владения им, для коммуникации. Великолепные знания грамматики и богатый словарный запас – это ещё не всё. Этого недостаточно, чтобы научиться общаться на иностранном языке: понимать своего собеседника и самому говорить правильно, так чтобы и собеседник вас понимал. Этому нужно учиться. И именно этому учат мои учебники.

– А как Вы пришли к разработке этой эффективной методики? Расскажите немного о себе и своих работах.

– Путь к написанию учебников по английскому языку был достаточно долгим. К методике, используемой в них, я пришла через опыт преподавания русского языка иностранцам (РКИ). Я с отличием закончила филологический факультет МГУ по специальности «Русский язык как иностранный, преподаватель со знанием иностранного языка». И сразу после окончания университета в течение многих лет я преподавала русский язык иностранцам, причём иностранцам самых разных национальностей, приходилось это делать и на английском, и на французском языке.

Параллельно с преподаванием я занималась научно-методической работой. На основании этого большого преподавательского опытам мной был написан учебник «Говорите правильно!» («Survival Russian») для лиц, говорящих на английском языке. Материалы для этого учебника переводила на английский язык американка, живущая и работающая в России.

Учебник имел колоссальный успех. Во-первых, потому, что он был написан на основе коммуникативной методики, цель которой – не зазубривание лексики и грамматики, а обучение учащихся коммуникации, умению легко общаться в другой языковой среде. Во-вторых, данное на правильном английском языке объяснение русской грамматики, адекватно переведённая лексика также были важны и значительно облегчали процесс усвоения материала.

А для меня работа над учебником была важна для расширения моих знаний в английском языке. Она дала возможность взглянуть на русский язык с точки зрения английского, а на английский с точки зрения русского.

Впоследствии мной был разработан и издан целый учебный комплекс для иностранцев, изучающих русский язык, включающий в себя пособия по чтению, по аудированию, по говорению, а также «Корректировочный курс фонетики русского языка». Сейчас я являюсь одним из ведущих авторов в области РКИ.

Методика, предложенная мной в этих пособиях, вызывала большой интерес как у преподавателей, так и у студентов. Я проводила не только занятия, но и мастер-классы, тренинги для наших и зарубежных преподавателей, и постоянно поступали просьбы на основе разработанной мной методики написать учебники по английскому языку. Но мне хотелось, кроме использования коммуникативной методики, добавить и второй важный принцип обучения – учёт родного языка учащихся. Для этого необходимо было провести дополнительные научные исследования в области сопоставления лексико-грамматической и звуковой систем русского и английского языков и выделить те моменты, которые актуальны именно для наших учащихся. Что я и сделала. А впоследствии написала учебники по английскому языку для лиц, говорящих на русском языке.

– Когда впервые Вами был предложен подобный подход к преподаванию английского языка?

– В учебнике «Английский для русских. Курс английской разговорной речи», который вышел в 2008 году в издательстве «Эксмо». Учебник сразу стал популярным и получил очень хорошие отзывы как от преподавателей, так и от студентов со всей России. Интересным показателем правильности и эффективности этой методики является тот факт, что даже из США и Великобритании идут благодарственные отзывы на этот учебник. Казалось бы, люди находятся в англоязычной среде, имеют все возможности для коммуникации, могут подобрать любые учебники англоязычных авторов, посещать курсы англоязычных преподавателей и тем не менее обращаются к учебнику «Курс английской разговорной речи для русских». И именно потому, что в нём идёт учёт родного языка учащихся. Впоследствии именно этот учебник дал название целой серии учебных пособий по английскому языку – «Английский для русских», написанных на основе этой методики. Он продолжает пользоваться неизменной популярностью и каждый год переиздаётся.

– В чём отличительные особенности серии учебных пособий «Английский для русских»?

– Во-первых, название серии говорит само за себя. Это учебники для русскоговорящих, изучающих английский язык.

Во-вторых, они написаны на основе указанной выше коммуникативной методики и с учётом родного языка учащихся (русского). А также на основе сопоставления языковых систем русского и английского языков, позволившего выявить те трудности, которые возникают у них при овладении английским языком, и снять их в процессе обучения.

В-третьих, все эти учебники подходят для самостоятельного изучения английского языка. Объяснение грамматики даётся по-русски, все диалоги и тексты переведены на русский язык. Во всех учебниках множество грамматических упражнений и тестов для тренировки и, что немаловажно, к ним есть ключи.

В-четвёртых, ко всем учебникам прилагаются диски, записанные носителями английского языка. И вы сможете не только поставить себе хорошее произношение, но и научиться понимать английскую речь на слух.

– Я знаю, что Вы пишете книги и в других жанрах. Расскажите о них.

– Как я отметила выше, одним из основных направлений в моей научной и педагогической работе является направление «русский язык как иностранный». Я являюсь одним из ведущих авторов в этой области. На вашем сайте представлено одно из моих пособий, предназначенных для иностранцев, изучающих русский язык. Оно называется «Русский язык для подготовки к тестированию»:

  • на элементарный и базовый уровни владения русским языком
  • для приёма в гражданство Российской Федерации
  • на получение разрешения на право трудовой деятельности в Российской Федерации».   Это пособие необходимо всем, кому нужно сдать экзамены по русскому языку: как для иностранцев, так и для мигрантов.

Своей важной и очень необходимой работой я считаю книгу «Иллюстрированная энциклопедия Россия. Города. Люди. Традиции». Работая с иностранцами много лет, я постоянно сталкивалась с тем, что они не имеют никаких представлений о нашей стране. Даже наоборот – их представления о нашей стране ошибочны и полны мифов и стереотипов.

Мне захотелось открыть Россию иностранцам, показать, насколько интересна и прекрасна наша страна. А также осветить те темы, которые им наиболее интересны, и ответить на те вопросы, которые у них возникают, когда они слышат слово «Россия».

Книга вызвала большой интерес, и даже средства массовой информации не обошли её вниманием. Но самое главное, что теперь многие иностранцы имеют возможность лучше познакомиться с нашей страной, поскольку текст книги идёт параллельно и на английском языке.

Ещё две книги, представленные на ЛитРес, не характерны для моего творчества. Они были написаны после моей работы во Франции. Мне захотелось рассказать нашим женщинам о маленьких секретах француженок в области красоты и ухода за собой. И поэтому появилась книга «Француженка. Секреты красоты и стиля»

Кроме неё, предлагаю читателям посмотреть очень красивую, хорошо изданную книгу: «Удивительный мир французской кухни». В ней можно познакомиться не только с секретами французских хозяек, но и с жизнью самой Франции, с её особенностями и традициями. В книге много красивых цветных иллюстраций. Это подарочная книга, которая порадует любую женщину.

– А как Вы относитесь к книгам в электронном виде?

– Когда книги выложены для легального скачивания, как на ЛитРес, причём за небольшие деньги, положительно. Тем более, когда на сайте даётся небольшой фрагмент из книги или учебника. Это сделано с уважением к читателям и покупателям. Ведь достаточно посмотреть небольшой отрывок из книги или учебника, чтобы решить, нужны они вам или нет.

Конечно, надо считаться с требованиями времени, с изменением реалий нашей жизни. Иногда удобно иметь книгу в электронном виде, в том числе и учебник. Например, по дороге на работу можно выучить новые слова, почитать диалоги и тексты, вспомнить грамматику. Не нужно носить с собой бумажную книгу.

Правда, в случае с учебниками по иностранным языкам есть одна проблема. Часто к учебникам, в том числе и моим, прилагаются диски. Они необходимы, в частности, для постановки правильного произношения. И, конечно, для эффективного овладения иностранным языком необходимо одновременно слушать иностранную речь и видеть перед собой текст.

Но тем не менее я считаю, что ЛитРес делает огромное полезное дело, давая всем желающим возможность познакомиться с лучшими произведениями как мировой, так и отечественной классики во всех её жанрах.

А вот что касается пиратских сайтов… Отношение к ним, конечно, резко отрицательное. Когда я вижу тысячи незаконных скачиваний моих учебников, запущенных в издательстве «Эксмо», становится, мягко говоря, неприятно. Но я считаю, что здесь и вина наших граждан, предпочитающих получить всё бесплатно. Будем надеяться, что когда-нибудь и в этой области будет наведён порядок.

Электронные книги Натальи Каравановой.

 

Из интервью автора издательству «ОлмаМедиаГрупп» в связи с выходом в свет первого издания учебника «Уникальный курс английской звучащей речи» в 2010 году

 – При обучении языкам используются разные методики. Какая методика используется в вашем учебнике?

 – В нашем учебнике мы опираемся на два основных принципа современной науки обучения языку:

 – коммуникативность обучения;

 – учёт особенностей родного языка учащихся.

Принцип коммуникативности в обучении языкам возник в ответ на запросы современного общества, которое перестало удовлетворять традиционное изучение лексики и грамматики, не дающее живого владения языком. Вспомните, сколько многие из нас учили иностранные языки в школе и в вузе, но не могли хотя бы элементарно общаться с носителями языка. И до сих пор во многих учебниках, в частности, по английскому языку, делается упор на изучение лексико-грамматической системы языка. В результате этого многие учащиеся неплохо знают грамматику, обладают большим лексическим запасом, но не способны пользоваться языком для общения. Для большинства изучающих язык процесс подобного обучения оказывается слишком трудоёмким и малоэффективным. Только коммуникативность способна вызвать интерес к языку ради тех перспектив, которые сейчас открывает активное владение английским языком. Тем более, что коммуникативность обучения достигается легче именно при изучении английского языка – языка аналитического строя.

Второй принцип обучения, на котором базируется учебник, это учёт родного языка учащихся. Этот принцип практически не используется ни при обучении английскому языку, ни при написании учебников. В практике обучения широко используются учебники общего типа, не ориентированные именно на русскоговорящих, а исходящие в подаче и последовательности предъявляемого учебного материала из специфики и трудностей самого английского языка. Но при обучении любому иностранному языку необходимо учитывать тот факт, что человек, владеющий каким-либо языком, уже имеет определённую систему языковых знаний. Автоматизированные навыки родного языка он механически переносит на языковые факты изучаемого языка. Сигналом проявления интерференции служат устойчивые ошибки в речи учащихся. Поэтому учёт родного языка при обучении имеет огромное значение. Это позволяет сосредоточиться на проблемах, наиболее трудных для определённого контингента учащихся (в нашем случае русского). Уже использование только этого принципа позволило нам назвать пособие «Уникальным курсом …».

Впервые подобный подход к изучению английского языка был предложен мной в учебнике «Английский для русских. Курс английской разговорной речи», который вышел в 2008 году в издательстве «Эксмо». Учебник сразу стал популярным и получает очень хорошие отзывы как от преподавателей, так и от студентов со всей России. Интересным показателем правильности и эффективности этой методики является тот факт,.что даже из США идут благодарственные отзывы на этот учебник. Казалось бы, люди находятся в англоязычной среде, имеют все возможности для коммуникации, могут подобрать любые учебники англоязычных авторов, посещать курсы англоязычных преподавателей и тем не менее обращаются к учебнику «Английский для русских». И именно потому, что в нём идёт учёт родного языка учащихся.

 – Но у Вашего нового учебника есть и другие уникальные особенности, которых нет у других учебников.

 – Совершенно верно. Имея большой опыт преподавания не только английского языка, но и русского языка иностранцам, я не могла не заметить, что самым трудным аспектом при обучении любому языку является аудирование – слушание и понимание звучащей речи на слух. Человек может неплохо говорить по-английски, но совершенно не воспринимать речь на слух. А ведь это необходимо для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в другой языковой среде. А для того, чтобы научить этому, нужна и особая методика, и особая система подачи и отработки материала. Они и предлагаются нами в этом учебнике. Кроме того, человека, говорящего на иностранном языке, выдают прежде всего иноязычные интонация и ритмика слова. Согласитесь, именно по этим признакам мы узнаём иностранца, даже если фразы, которые он произносит, безупречны с точки зрения лексики и грамматики и правильного произношения звуков.

Таким образом, в данном учебнике мы поставили две основные задачи:

 – научить слушать и понимать английскую речь;

научить учащихся говорить по-английски правильно не только по смыслу, но и по звуковому оформлению речи (правильная интонация, ритмика слова, темп речи).

К сожалению, пособий подобного типа практически нет, хотя потребность в них, как показывает практика, очень большая.

Уникальность пособия состоит и в том, как были реализованы эти две задачи.

Во-первых, в нём подробно рассматриваются отличия английской звуковой системы от русской, в частности, ритмики слова и интонации. И обращается внимание именно на те проблемы и трудности, которые возникают у русскоязычных учащихся при изучении английского языка. Во-вторых, в пособии даются специальные упражнения именно на преодоление этих трудностей, в которых на практике закрепляются теоретические сведения. В-третьих, звучащая речь в каждом уроке сначала даётся в виде отдельных фраз с разными типами интонации, затем в виде диалогов, и, наконец, в виде текстов, что даёт самое полное представление об особенностях английской звучащей речи. И, наконец, ещё одной уникальной особенностью курса является характер речи, звучащей на диске. Диск записан не профессиональными дикторами, а студентами американских вузов с разной манерой речи, с разными тембрами голоса, в разном темпе речи. Это немаловажно, так как именно это даёт представление о живой, реальной английской речи. Время звучания диска около 4 часов.

P.S. Со времени этого интервью прошло более 4 лет. Учебник «Уникальный курс английской звучащей речи» ежегодно переиздаётся и получает немало положительных отзывов, наиболее значимым из которых является отзыв профессора английского языка университета Айовы Стэнли Биллера, отметившего уникальность методики и уникальность представленного в учебнике материала.

За это время на основе описанной в интервью методики были написаны и другие учебные пособия по английскому языку для русскоговорящих учащихся. А учебник «Английский для русских. Курс английской разговорной речи» стал настоящим бестселлером и дал название целой серии, в которую входят уже 7 пособий, посвящённых разным аспектам изучения английского языка.